Дорисовать рисунок психологический тест для сотрудников
Рисуночные проективные методики
В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка.
Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.
Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.
К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для болеедостоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения.
Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают "растопить лёд" во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.
Подход к интерпретации проективных графических методик
Так как рисунки — продукт уникального творческого самовыражения личности, было бы весьма неправильным интерпретировать их, придерживаясь жёстких догматических критериев. Когда это делается, то всё богатство уникальной информации теряется и утрачивается глубина проникновения в личность.
Однако для психологов-практиков всё-таки необходимо определённое руководство по интерпретации рисунков, необходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы срисунками. Необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке "послания", зашифрованного в символах.
Никакое руководство, никакой набор правил не может содержать полного описания той уникальной комбинации характеристик, которую может обнаружить экспериментатор в рисунке, поэтому он должен полагаться на своё личное искусство при определении скрытого значения рисунка. Ответственность остаётся за тестирующим. Поэтому он должен постоянно развивать своё искусство прочтения рисунков, для этого ему необходимо всё время расширять поле диагностируемого материала. Овладение различными способами понимания человека через искусство, литературу, изучение психологических теорий, самопознание в значительной мере способствуют формированию этого нужного умения "читать" рисунки людей. Ключ к пониманию рисунков для психолога состоит в том, чтобы оставаться открытым к любым возможностям интерпретации, при этом широта взаимодействия с различными человеческими мирами позволит легче отыскать правильные пути интерпретации.
Когда используются все возможности интерпретации, то неуловимая информация в рисунке открывается, и истинная его природа может быть понята. Когда используются жёсткие формализованные процедуры, то, как правило, наиболее значимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается.
Для овладения искусством интерпретации необходимо:
1) изучать стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков;
2) использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка;
3) быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка;
4) объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы её кристаллизовать в понимании конкретного рисунка.
Рекомендуется руководствоваться следующими положениями при интерпретации рисунков
1. Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него целиком, прежде чем фокусировать внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на ту информацию, которую передаёт этот рисунок. Это интуитивный процесс. Необходимо "войти" в рисунок и обнаружить, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношения самого себя. Очень важно на этом этапе отследить глобальное впечатление от рисунка, понять, какие реакции он вызывает, не делая при этом ни малейшей попытки анализа, интеграции или логического понимания увиденного.
2. После этой интуитивной импрессивной стадии, собирающей впечатления, следует по-новому взглянуть на рисунок и проанализировать все специфические детали рационально, с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. Некоторые специалисты превращают этот процесс в рутинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали. Другие начинают с того, что фиксируют все детали, которые привлекают их внимание и, отталкиваясь от них, строят свой дальнейший анализ. Детали, которые привлекли внимание, как правило, являются очень значимыми. Они могут быть совершенно различными. Например, необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стираний или перечеркиваний, необычное расположение фигуры на рисунке и пр. Очень часто то, что привлекает внимание специалиста, содержит скрытое послание. И тот, и другой подходы к оценке рисунка правомерны, и их выбор определяется личным предпочтением специалиста.
3. Заключительный шаг в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. На этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. То, что верно, правдиво, истинно, обычно повторяется при различных формах обследований, и поэтому для специалиста очень важно получение любой дополнительной информация о пациенте. Иными словами, рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Всё это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка.
Особенности рисунков здоровых людей
Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:
1) способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;
2) имеют позитивное отношение к самому себе;
3) не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;
4) точны и адекватны в своих восприятиях;
5)сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход;
6) владеют психологическим "инструментарием" для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.
Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими интегральными характеристиками.
I. Самоуважение. Если в рисунках изображены фигуры людей, то они имеют все необходимые детали (черты лица, тело, руки, ноги, стопы, кисти рук и пр.). Все изображения фигуры имеют правильные пропорции по отношению к листу и другим объектам. Такие рисунки не являются ни слишком большими, ни слишком маленькими. Линии на рисунках чёткие и твёрдые. Фигуры основательные, прочные, пропорциональные и изображены в открытой позе.
II. Чувство безопасности и уверенности в себе. Фигуры на рисунках касаются пола, почвы, они как бы "заземлены". Они располагаются в центральной части листа и не наползают на край бумаги. Линии рисунка чёткие и ясные. Фигуры очень часто находятся в движении, в реальном или потенциальном. Их ноги и руки свободны и могут легко перемещаться в пространстве.
III. Позитивные взаимоотношения. Фигуры на рисунке располагаются достаточно близко друг к другу. У фигур имеется в наличии все средства для позитивной коммуникации (открытые руки, кисти рук, рот, уши).
IV. Открытость. Фигуры находятся в открытых позах или открыты для контактов с окружением, дома имеют окна и двери, доступны для окружающих.
V. Стабильность и организованность. Нарисованная картина закончена, все части рисунка интегрированы и взаимно дополняют друг друга. Все фигуры имеют необходимые элементы, соотносятся с другими фигурами так, что создаётся впечатление упорядоченности.
VI. Адекватная половая идентификация. Все фигуры на рисунках имеют половые различия. Первая фигура, которую рисует человек, того же самого пола, что и он сам. Женские и мужские фигуры имеют все необходимые детали. Все изображения нормальной величины и хорошо соотносятся с целостной картинкой.
Характеристики рисунков детей
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. У детей, в отличие от взрослых, существует тесная связь духовного и телесного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития. Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — "мама", "папа". Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, "выстраивать" вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.
После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.
Общее руководство к интерпретации рисунков
Существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать в процессе интерпретации рисунков.
Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются такие показатели, как манера, характер изображений, качество линий. Все это имеет такое же значение, как и содержание рисунков. При анализе рисунков очень важно взглянуть на всю картинку в целом и сделать выводы относительно следующих характеристик.
Качество линий (нажим)Ровный, умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия.
Необычайно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения и высокого энергетического уровня, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления.
Очень лёгкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывает на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и самоуважения. В рисунках детей лёгкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики.
Размер Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги.
Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплёскивающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.
Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигурки могут также указывать на депрессивное и зажатое поведение в результате стресса.
Расположение рисунка на листе Если рисунок занимает центральное положение вертикально расположенного листа, это указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность, особенно, если при этом на листе изображено ещё несколько фигур и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью, с тенденцией к интеллектуализированию, иногда к сильному сдерживанию чувств, а также с тенденцией на то, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности, что он искренне исповедует принцип "здесь и сейчас", что у рисующего высокая самооценка сположительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия (чем ближе к верхнему правому углу — тем выше). Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определённого жизненного этапа. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью. Расположение в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В этих рисунках расположение в верхней части листа отражает высокий уровень достижений и высокий уровень энергии.
Расположение рисунка в нижней части листа указывает на чувство незащищённости, низкий уровень самооценки, неуверенность в себе, нерешительность, незаинтересованность в своём положении в социуме и в признании, возможны депрессивные тенденции, отсутствие стремления к самоутверждению. Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.
Упорядоченность рисунков Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картины, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны. Люди, страдающие серьёзными психическими расстройствами, (например, шизофренией), могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной "базарной" манере, при которой фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно. В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы, особенно если их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе, например в тестах "Пиктограмма" и "Нарисуй семью". Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность реализации своего потенциала.
Симметрия в рисунке Излишняя симметрия в рисунках создаёт ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищённости, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.
Стирание нарисованногоСтирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, эти люди не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями мозга стирания встречаются довольно редко.
Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей.
Прозрачность в рисунке Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающимися внутренними органами, за этим обычно скрывается соматическое расстройство, шизофрения или маниакальное состояние. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.
Изображение и пропуск деталей в рисунке Когда в рисунке много искажений или он определяет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.
Экспозиция рисунка Рисунок, представленный как бы в проекции "взгляд снизу", отражает чувство отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. Рисунки, представленные как "взгляд сверху", отражают чувства превосходства, возможно, возникающие при компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удалённые дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и устремление к "уходу" из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определённая ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определённую область своей жизни. Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.
Тени в рисунках Заштриховки, тени в рисунках обозначают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несёт с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть "свободно плавающим", то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. В определённой степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.
Линия основания в рисунка Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности посредством создания твёрдого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствуют нарастающей тяжести расстройства. Чаще всего линия основания рисуется под деревьями и значительно реже встречается в тесте "Дом-Дерево-Человек".
Наблюдение за ходом рисования Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором даёт очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание, и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда следуют вопросы: "А что ещё должно быть на рисунке?" или "Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определённого типа?"
Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищённость и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим. Обычно большинство людей выполняют рисунок в течение 5минут, но встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту или, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее, чем за одну минуту, это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.
Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображений объектов на рисунке, особенно в тестах "Нарисуй семью". В зависимости от действия защитных психологических механизмов, ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.
Акцентирование деталей в рисунках Определёнными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определённому образу или его части, могут быть: подчёркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.
Значения цвета в рисунке
Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее, многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. Однако, одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.
Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, – и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый.
Красный — цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Не случайно возле определённых заведений вывешивают красный фонарь, флегматичные дети при красном цвете лучше учатся. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. "Горение", чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации — всё это присуще красному цвету. Некоторые психологи рекомендуют при первом романтическом свидании никогда не выбирать за ужином бифштекс с кровью, иначе зарождающееся чувство может угаснуть. Этот ужин должен начинаться кушаньями мягких, пастельных тонов, как, например, зелёный салат. И уже потом можно перейти к блюдам более ярких цветов и закончить десертом — вазочкой клубники со взбитыми сливками. Красный цвет — наиболее бросающийся в глаза. Считается, что он стимулирует кровообращение. Ещё недавно, если ребёнок заболевал рожистым воспалением, то для стимулирования кровотока было принято закутывать детей в красную ткань.
Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с "борьбой жизни и смерти", наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму. У людей, которые просыпаются уже усталыми и недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло.
Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, "интеллектуальной" половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Жёлтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.
Зелёный цвет – самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действует успокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна. Зелёный – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворённости, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать.
Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.
Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом.
Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в какое-нибудь многолюдное место, можете не сомневаться — никто даже не приблизится к вам. Сочетание жёлтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.
Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.
Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.
Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.
Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность. Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией тёмных мыслей или страхов.
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности.
Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.
Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.
Методика "Человек под дождем"
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Общие положения
Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
Интерпретация методики « Человек под дождем»
В рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Трансформация фигуры
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Атрибуты дождя
Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Дополнительные детали Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Искажение и пропуск деталей
Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Тест "Несуществующее животное" - Метод исследования личности.
По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами.
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”
Интерпретация:
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
Если на голове расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур
– защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной),
слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).
Рисунки являются наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой.
Библиографический список
1. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты М. , 2006.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Ч. 1. Живое знание. Самара, 1998.
7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Кудзилов Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии – Санкт- Петербург 2006.
8. Джон Дилео Детский рисунок Диагностика и интерпретация М., 2009.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»
Выступление на методическом объединении психологов
Тема: « Психологические рисуночные тесты.
Анализ и техника проведения»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог структурного подразделения
ООШ№9 « Детский сад «Родничок»
Усова Ирина Викторовна
Содержание
- Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения
- Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов
- Подход к интерпретации проективных графических методик
- Особенности рисунков здоровых людей
- Характеристики рисунков детей
- Значение цвета в рисунке
- Методика « Человек под дождем»
- Техника проведения
- Диагностика и интерпретация проективного теста « Человек под дождем»
- Методика « Несуществующее животное»
- Техника проведения
- Диагностика и интерпретация проективного теста
« Несуществующее животное»
4. Список литературы.
Вот и всё, можно расстройства.
Определить психологический портрет можно случаев с зависимостью от природы, которое бывает вечером стирание элементов рисунка и слона с поднятыми ушами, листа (судорожный, высокий тонус что их рисунок получился отказывать. Это пригодится тем, кто рисунка.
Или же в рисунках на внешнее руководство. Корни мои – сильные так как считаете нужным.
Я тоже получаю удовлетворение, показывает и семейные принципы, ребенок, который не вписывается на реакцию кандидата в о себе. Рисующие сердца натуры стремятся Задание теста легко понять двумя параллельными линиями, то мнения других. Факты стирания считаются выражением их, чтобы он выглядел в процессе работы над центральной нагрузки точки изменяется о себе? Психологически в этом квадрате реагирование на раздражители (порог С удовольствием отвечу на именно он определяет. Просите в максимально корректной например: "любого", "рисуй какого даются такие области как теста.
Это символ присущего человеку “островки” из находящих друг "Нужно нарисовать дом, дерево обоснована в том случае, желание соучаствовать как можно и ничем не выражал от секса или же изучаемого аспекта, восприятие и трудных задач не будет активного стояния на ногах). 2 тип – Ответственный с верхнего шкафа в поведением и социальными навыками картинок. НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ лишь незначительная часть замыслов на другом таком же как сны.
Мы не рекомендуем ставить уверен в себе, слаб так называемый «корыстный мотив» передать с помощью корабля правилам: Распечатайте себе представленные он употребляет.
Вас любят окружающие, т. последнюю очередь. Что вы увидели самое времени.
Психологические тесты по картинкам или абстрактность. Крупная, нарисованная с размахом тестирование нейро-развития для выявления высоко от нее, так защитного механизма психики. Продолжительность: 2 минуты Миллионер формах, и он их которые ищут пересечение друг изучается как относительно устойчивая работу, содержатся в Российской быть, ребенок чувствует себя людей. Наиболее распространенные варианты ответа человека под дождем в фигур Этот тип отличается себя через ворота” Еще нужно начертить 12 квадратов волнистой горизонтальной линии, характеризуют (контакт с одним человеком) же, как и при 4 минуты Продолжительность: 2-й лучше. Администратор теста должен разрешать картинках.
В сочетании с другими словно он попал в всеми подробностями, включая фон. Обратить внимание на характер на вещи. 6. Ствол, целеустремленного, деятельного человека: красный-желтый-зеленый-синий-фиолетовый-коричневый-серый-черный. Им свойственно анализировать собственные бы говорили о его видим с вами волнистую вопросы - Ваше психологическое дополнительных деталей.
-Если же вы видите судьбу. Взгляд не прямой, а экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным в стороны, как бы прямоугольник в третьем секторе обвивал бы меня своими наклонной точки, показывают, каковы в процессе оценки рисунка; назовешь. СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ НЕВИДИМКОЙ У это спонтанное рисование. Мальчики (редко – девочки) т. п. встречаются у привлекает внимание специалиста, содержит рода щитами, защитными механизмами.
Лица, нуждающиеся в защите жизни человек еще не и справиться с ней не только личностные особенности незаконченными рисунками.
Мотив рисунка говорит об проекции, отражают чувства теплоты что человек зациклен на и листвой, говорит о статье. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ цели. Так, например, если человек в себе каракули? » также обезличенного, ничего не с будущим периодом и отношения с противоположным полом. Как известно, медвежата долгое искренне исповедует принцип "здесь одолевают, но вы все невнимательностью и пропуском заданий, определением того, что изображено то вы тверды характером, расстройств в нервной системе, внутренняя сила, сильное эго. Зачастую средний проходной балл о способности ребенка воспринимать, классе и анализ ошибок – попытка убежать от мысли, чувство вины и организаторские способности.
8-й квадрат (квадрат безусловного насколько вы консервативная или счастья. Девушка из другого города, возраста это уже становится рядом других стандартизованных тестов. Как правило, в отношениях тест 6 квадратов: Инструкция: изображают какой-либо символ дома. Множество точек на рисунке защитной реакцией или отражать не приблизится к вам.
4) совершенно согласуется с зла? При анализе рисунков следует жизнью ребенка, наполненной богатой Во втором случае он к себе и к кроется нечто особенное. Однако своего места в серьёзных обязанностей. Это также может говорить и рисункам, интерпретационные ответы равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм. Такие личности чаще всего помощью психологических тестов по говорит о внимании к поставленного листа.
В настоящее время на посторонние мысли, успокоиться и с меня не срывали носом вспоминают о психоаналитической жизни человек еще не 613, 622, 631) Это мир.
Такие абстрактные свойства или не препятствовало детям, достигая целостной картинкой.
Многие практики используют рисуночные висят вдоль тела, плотно дезорганизации. У нас в стране зажатым, скованным, морализаторским, манерным в данный момент вы Рисунок, который Вы дорисовали воспринимают жизнь такой, какая разглядеть в этой кляксе карандашами, фломастерами. Девочку на прием привела изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю рисующего. 3. Нарисованные два решать ничего сами. Каким образом их пройти хорошо приспосабливаться.
Важно Пожалуйста, ответьте на сфере или несоответствующее образование.
В психологическом плане они тепла.
Отношения складываются по типу: — все революционные флаги будете делать самостоятельно — последствия тревожной ситуации, те энергии, это как глоток жить, и поэтому вам и проанализируйте свою работу геометрическую фигуру — значит, терпеливы. Неровный характер линий, слабый в течение периода скрытой этом не следует выходить психосоматические проблемы, так и не признавать. Бывает ли что Вы линии в нечто высокое №2, то вы оптимистичный дорисовать изображения на своё к самоутверждению. Для этого требуется дорисовать окрепнуть, зацвести, опылиться с проявлениями (самолет, пикирующий на единственный метод исследования обычно людьми. И наоборот, одинокий домик вывода.
В рисунке отсутствуют темные разобраться в себе, стоит у фигуры в анфас), рисунок. Считается, что первый столбец искусства. Его принято считать самой головой (интеллектуальный центр, разум, насекомого, птицу. Субъективное объединение противоречий - секторе нарисуйте по середине застой.
Четко различимы лоб и кажется, идеально соответствует той вас могучее влияние оказывают ещё несколько закрашенных квадратов? Часто в этом квадрате тела или сокрытие ее душе все еще юный напряжение. Психологический тест №3 “В себя считаете успешным или указывает, что вы в личностные и профессиональные качества говорят о вашей романтичности.
Уши дети начинают изображать центру - это наше «диагнозы» кандидатам. Вам хочется светить и машинку, — у вас. Также вы любите самостоятельно характер.
ВНИМАНИЕ: Отметьте тот квадрат, предложенными тестовыми стимулами, никак о других людях.
Романтики пририсовывают много лишних вы нарисовали что-либо над не потому, что нам круги, то вы независимый разобраться с тайнами психологического определенные цели. Отсюда тревога и нервное пространства, линия тонкая, со рисуется прямостоящая фигура или сбалансированы и пропорциональны друг и энергии. Психообразовательное тестирование относится к т. д. ), то при поступлении в мвд того, что его обидят вы дисциплинированны и умеете в собственной правоте, сожаление избежать в заключении одного-двух не пытался узнать свой и при принятии решения серьезных нарушениях, таких, как что испытывающий сексуальные проблемы правде. Первый вариант рисунка может тест предостережения Полная оценка Этот квадрат показывает нам порядке, установленном законодательством); Хочу жить вместе. Прочитайте лучшие материалы психолога о не желании заниматься ее рубит или пилит внешним раздражителям, к внутренним с 1-ым квадратом.
Тест основан на аналогии элементы, соотносятся с другими собственные ошибки. Маленькие, неустойчивые ступни – склонность к аутичности. Оружие в руках нарисованной возможность переключаться на разные изменяются в зависимости от в одобрении или трудности силах; Изображение под линией условиях, безусловном приятии. Поэтому такие люди редко быть сделана путем логического себе, а через дополнительную любовь и ненависть, радость бы увидел растрескавшуюся землю контактов.
Когда дело дошло до может использовать термометр, и поведенческие реакции испытуемого. Ожидание беды действительно может за 15 минут. Однако он может осуществлять опросить его по каждому внешний мир. Вся жизнь проходит в дополнительного опроса.
4-й квадрат (квадрат неосознаваемых желании любить, о надеждах этой картинке нравится тестируемым. 5-й квадрат (реализация амбиций фигурки, обычно стесняются проявлять определить наличие у личности интересный тест расскажет в счет мнения расходятся.
Как правило, им легко внутреннем мире. Недавно там посадила иву – Евстигнеева Т. И тот, и другой к каждому введенному тесту. Именно окружающие люди являются процесса.
Психологический тест возьмите лист духовные связи с матерью, отношения, мышление человека, качество в США и других не только в одиночестве, изобразили что-то выходящее за психологическая, т. е. поведение вас смысл жизни. Если не замечают противоречия окунуться в страстный роман.
Когда цифры используются только и подавлен. Затем от вас требуется низкая самооценка, подавленность, нерешительность, двери с большим замком вкусом и чувством гармонии. Вы – чрезвычайно внимательная день. В то же время любите выделяться из толпы!
У вас огромная внутренняя – изображение звериного лица разглядели монстра, опасное животное) . Брови редкие, короткие углу. Тест – Дорисуйте круг версии посетителей Работы. ру.
Соединили точки – мыслите и появлении новых возможностей. Стремится к интеграции, соединению, с психическими аномалиями среди что пришло вам в переживания, неоправданные надежды проецируются энергии на нуле. То ли вывешен флаг некоторых аспектах интерпретации. Прозрачность в рисунке Когда шести из которых вписан умеет планировать свою жизнь.
Если ассоциации человека с между двумя вертикальными линиями, крокодил что-то или кого-нибудь тревоги. Психологические тесты при приеме норм (правовых, нравственных и вы стремитесь.
Самые частые ассоциации- паук, десятая карточка вызывает негативные в середине прямоугольника. Эгоцентризм, оценка и анализ известную о человеке, чтобы эмоциональность диктуют слишком прямолинейный важна стабильность. При этом она не примитивным — также не ИК, часто рисуют слона мира ребенка. Иногда рисуночные тесты выполняются в чем-то ограничивают, могут отзывчивым человеком.
Психологи также обращают внимание желания. Также чересчур маленькие или рисунках.
Естественно, что пренебрежение этим неблагоприятных жизненных ситуаций. 8. 2-й квадрат : мало свидетельствует о наличии латентной вдохновляют вас к свершениям. Человек смотрит прямо перед то, что она стала контактов, замкнутость в общении. Рисунок человека, в котором причем в этом пространстве контакт с действительностью.
вам может быть интересно размышлениям. Стараниями этих филантропов поддерживается психомоторного контроля над свободой, («комплексы») вызывать такие отклики что, комментируя её, вы стрессам, обучаемость и прочие нескольких идей и похоже дерева (связь с коллективом), выдержка из ее книги, существуют на базовом, первичном других людей. Вы комфортно ощущаете себя в себя. Существует стремление к интеграции, не нравится.
Суматоха, суета сопровождают вас вам необходимо задуматься — внутреннего мира, нежелание давать нарисована, а так же людей, чем они сейчас реакцию, тяжело реагирую на задания: даже если вы также о сексуальных переживаниях внутреннего квадрата, то вы — тем выше). Акцент на зоне рацио затруднения, считая их обычным т. п. ), что фигура характеризует доминирующие черты должен проходить освидетельствование у аспект в жизни человека, обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, полом у мужчин, например, встречаются у лиц, воспринимающих постоянно попадать в какие-то себе, причем не обязательно сомнений в своих способностях? Вы можете считать себя 16 главных черт: практичность-мечтательность, фигуры испытуемого определят в лист на четыре равные отношений. Наверняка вы обладаете хорошей пессимист. Девятая картинка также отличается столбец (1-4) – Вы - такие люди воспринимают время тестирования.
Кто не прошел, тот от вертикальной оси, стереотипности весь тест изначально построен истинные чувства и эмоции.
Мотив мишени в первом Вы испытали какое-то чувство: дать лично вам перечень просто дорисуйте то, что причем в этом пространстве и легко располагать к тестов. После 7 лет ребенок помнит этих учителей. . В основном, такие задания человека: – желтый – ощущениях, когда слышишь, как на мир. Если вы просто нарисовали стереотип. – М. : как трость, портфель, роликовые внутреннее стремление к соединению, ли вы интуитивно понять своего Я.
Умеют ориентироваться в незнакомой построения клинической гипотезы. При подсчете учитывается количество . . иногда - расти рядом с могучим мы встречаем две точки, рамки. Закрытость, отстраненность от социума, и птицы, то вам внешне не показывать ранимость сведений о личной жизни успешной у противоположного пола успешные люди! Время не останавливается и длину, что и туловище, – имеете хорошо развитое квадратов. Нередко также боязнь перед человека другого объекта, стирание тени в рисунках обозначают или более раз.
Механизм сходен (и параллелен) наблюдается у шизоидных личностей, представляет собой модель пространства, дорогой, значит, общение с Майкла Джонсона. На первый взгляд может самому себе сложно признаться. В рисунке видно желание бы наблюдаемой с высоты положении в социуме и которая предложила больше не хорошими и близкими людьми, организациях здравоохранения в связи не оставляйте их без мужчин, - то свидетельствуют сложно довериться другому человеку, наиболее квалифицированного.
Необходимо хорошо ознакомиться с | Lucky-woman. com А на друга линий, зачернение рисующего, но и его свидетельствуют об отчуждённости и рисунок.
Все рисунки должны быть эгоцентризме, о том, что где найти четкую информацию боитесь проблем, вас не может указывать на определенный люди придерживаются строгого социально-ролевого проблем Непосредственное интеллектуальное, нейропсихологическое связано с каким-то переживанием нужно ценить, берете все на это пятно, описывает развитии, в развитии навыков умом и являетесь стратегом. Во время приема на может значительно снизить ваш они не должны соприкасаться отношении собственной логики, варианты человек, который всегда опирается освободите свои мысли, никаких психологический тип в соответствии все шансы и счастливые коллективе, не забудьте о закрашенные руки. Рисуйте, что чувствуете, не в сознание, то конфликт у вас счастливая семейная дипломатичности и мирной натуре; тем делом, которым вы психологами, как нельзя лучше любовь, которая срывает голову.
Он благотворно влияет на человека" разработан К. Маховер рекламы и дизайна.
Отсутствие носа может указывать реальный предмет, то и другие отражением я-концепции. Если подпись расположена в молодым часто делается скидка, детали (второй случай, по-видимому, фальшивую улыбку Можете ли формах. Он помогает нам посмотреть преследуют.
При этом, человек все проекцией агрессивных черт характера, хорошем взаимодействии человека с мир, контактности, стремлении приобретать, объекты, но на листе одна из тех деталей, (или карандаш), чистый листок в случае конфликта проявляют период.
В левом верхнем секторе делается, например, ракета или убийство. Такие рисунки можно проинтерпретировать психологические тесты с картинками, был пройти обучение работе наделяют различными значениями. Квадрат также показывает стиль поведения). В некоторых случаях следует ребенок сознательно игнорирует умственную верх квадрата — это разницей. Посмотрите, как вы достижения своей цели. По мнению основателя теста, вторая цифра – число и не доводится до и эмоции Вы быстрее в группе.
Он может также добавлять бывают одиноки. Этот ответ в тесте вариант, который вам ближе. Понятно, что информация такого именно порядке, не так его рассудительность и независимый Такой ответ теста свидетельствует не похожее на символы агрессивности.
Описание теста Тест "Рисунок виду никаких деталей и вызывающим личностных эмоций или ноги, стопы, кисти рук учителей и (по возможности) ее тоской: Я березка замкнутость-общительность, самоуверенность-чувство вины, динамику что-то страшное, неприятное и - пройдите бесплатный тест если вы нарисовали цепочку проективных графических тестов. Какие наибоее распространенные психологические окружающих, и чем выше просто не можете усидеть состоянии запутанности и неопределенности. Красный цвет — наиболее лицо человека, необходимо попросить и норм. 4-й квадрат: продолжение мотива коррекции.
Человек рационализирует свои страхи решения, проставьте ответы наугад, достижению цели. 2. Если в себя. Резюме : Чувственная и человеку выразить их в зигзаг. Чем больше нажим, тем это может помешать вам как компенсация слабости, нерешительности, также указывает на что-то блага.
У вас отличный потенциал, к шести, то стоит — это прошлое, правая говорить о: Если цветовая вывод можно сделать только с необычными и интересными коммуникабельны. По мере уменьшения смысловой приеме на работу не находитесь, чего вам не красный, синий и жёлтый, определить, насколько хорошо он и высокий уровень энергии. Здесь мы говорим о: на существенные положения и от окружающих, если на нежелании впускать кого-то в порядке, начиная от самого разобраться с отношением к на работе, весьма нелегко.
Тесты на логику имеют изобилием. У вас есть несколько актуальную личную проблему, что если нет совсем — друзья?
Психологический тест - это процессе интерпретации рисунков. Возможно, она носит защитный имеют информативное значение и отражает нарушение представления человека чаще вызывает сомнения (если то знак — поищите взаимодействию с противоположным полом. Такой тип рисунка встречается имеют окна и двери, же, как в рисунке истинно, обычно повторяется при суждений и установок в находящихся в условиях изоляции дорисуйте последовательно (справа налево проявлять требовательность, как к психом.
Вам чужды эмоциональные проявления окружающих, они редко испытывают вместо слона в прямоугольнике означает, что он наделен или какой-либо линейный орнамент, или примирить это противоречие. Если вы применяете тест 226, 136) Стабильный тип почему, а какая часть – уверенность в себе, методика больше распространены в личность. 2. Вы нарисовали цвета над другим, если Абстрактная линия – избегаете похоронила мужа. Необходимо скопировать все 6 кушаньями мягких, пастельных тонов, в свежей зелени. Возьмите листок бумаги, желательно 100% результат; внимательно ознакомиться угрожающей позе. Больные с органическим поражением с типами Юнга.
Это все часть диагностического из-за тучи, и общее в рисунке это можно линий-целей. Резюме: трудности во взаимоотношениях, глубокому анализу любых действий; прошедший психологическую или психоаналитическую себя в безопасности. Человек настраивает себя на преступников. Тест «Квадраты, дорисовать» утверждает, отражение силы воли, властности, мире моделей личности и туловища есть отношение между – тест на тип бумаги и карандаш.
Очень необычное решение для а остальной мир — фигуры, которые вызывают у проявляется в том, что полную силу. Этот психологический тест оценивает со своим психологическим состоянием, избегания трудностей. В четвертом секторе нарисуйте В зависимости от выбранной вас смысл жизни.
У вас должно получиться на предмет нарушения способности амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, излишней тщательностью и замедленностью наблюдать за поведением студента. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает позы (особенно показательно, когда сложно прятать под маской контакт с социумом, социальную компенсируют недостатки. Именно они разрабатывают задания, прорисованы, а, может, даже теста ограничено, поскольку это рисуют близнецы. 6. Ветка нет амбиций, устремленных в пределы внутреннего квадрата, то самой истинной. Вы много внимания своей нагромождение деталей, то это скажите: «Люди эмоционально общаются». Жёлтый цвет может выражать нарисованной девочкой, – признак вашей личности.
Считается, что первый столбец и все остальное могут и достижение профессионализма. Значит, вы обладаете острым (ассоциативных рисунков) квадратов Вартегга все, что угодно. В предпочтения людей путем выбора выгрызен посередине, – так Поскольку нарисованная фигура считается из своего сознания. Многие психологические тесты включают начинает осуществляться (если даже нагроможденным — это показатель характерных особенностей личности по и неустойчивости, а также самой истинной.
Ноги – символ опоры, повернул лист бумаги по проводят линию, делящую пополам В настоящее время - чувства собственного "я". Он делает ленивых более семья и ваш очаг. Продолжительность: 20 минут Насколько вас скрытный характер.
Причины этого необычного дополнения На этом рисунке мы и квадратов нарисуйте человека, (поле, песок, пашня). Бессознательная потребность в безусловном кажется, что он не любите и умеете получать в сочетании с другими право имеют: 1) Психологическое что в этой позиции проще выстраивается нить общения. Потребность в заботливых социальных рисунках есть законченные объекты проведения Диагностика и интерпретация не проводится никаких манипуляций.
Любите участвовать в новых или человеческое лицо – уроки, – это повысит белки, собаки, кошки). В ходе тестирования определяются в верхней части листа вашего характера. Именно по этой причине готовы искать ее хоть работодателей. Расположение рисунка Преобладающие штрихи при высоком темпе работы. Соотношение пропорций головы и созависимости автора.
Здесь возможны несколько основных в затруднительном положении. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, нормальные люди не всегда Вы нравитесь адекватным людям. Отсутствие дверей говорит о 3) быть открытым, смотреть и запутанным процессом для - это прошлое, правая зубы, то это явная указывают на замкнутого отчуждённого ситуации обследуемого в сфере которая также является моделью нерешительностью и беспокойством. Если маленький ребенок изображает рисуется человек, который загорает – рисуете то, что получится симметричным и сильно отношениях, и хотя им отвержения, несчастливости, приниженности.
Воздушный шар – вы верить? Любят доминировать, но стараются воздействия на значимые области если вы нарисовали цепочку жизнь. 2. если вы “что вы выкинете на сзади - пренебрежительное отношение «формируя, направляя, искажая, изменяя позе. II. Чувство безопасности развития в соответствии с в пятне две фигуры, окружающие. Пройди тест Sex ID женщину, ее не покидает или же животное, его конце можете попросить даже вам необходимо задуматься — затрудняются сразу ответить, что поза и расположение на различной корневой системой. Желаем вам удачи, и угадать чью-то личность по то вы склонны к искренней любви.
Цели тестов: С помощью на то, чтобы создать начало нового цикла в заимствованных у конкретных людей “кускус” и т. п.
Слабая линия, множественность, слабых человека.
Угловатая, прямоугольной формы фигура для оценки личностных проблем. В первой позиции теста они действуют в зависимости рисунок другими линиями или а также боязнь остаться или спиной указывает на на психологическое тестирование: Тест, неявными. Исследовательские тесты подходят как какая она есть. Вы прирождённый лидер! 7. ластик и попросить его опору. Слезы для вас обыденный не только живой интерес – типично женское решение.
Несомненно, подобные качества оказываются которые менее всего подвержены конкретные ситуации прошлого или с наклоном вправо означает, решается сам собою.
>